Памятники Сталинградской битвы оказалась хрупче самих участников великого сражения на Волге. Ветераны Второй мировой со всей планеты приезжают 9 мая в Волгоград и не находят тот монумент, к подножию которого возлагали цветы в прошлый раз. Памятники не переносят — их увозят, точнее, то, что от них осталось. И это вовсе не происки сил, враждебных антифашистской коалиции. Бездействуют обычные чиновники городской и областной администраций, а на их глазах по разным причинам разрушаются памятники, целые ансамбли и закрываются музеи.
Только на территории Центрального района Волгограда расположено 127 памятников архитектуры и градостроительства и 55 исторических памятников регионального значения. Среди них планетарий, архитектурный ансамбль Центральной набережной 62-й армии, уникальная застройка улиц Советской и Ленина, известный на весь мир Дом Павлова. В настоящее время на сохранение и охрану этих и других объектов культурного наследия из бюджетов Волгограда и области не выделяется ни копейки. Более того, как выяснилось, в Волгоградской области вообще не существует законодательных актов, которые бы регулировали отношения в сфере поддержания состояния, охраны, использования и популяризации такого рода объектов.
Береги Родину, мать твою
По инициативе Министерства культуры России и местной общественности весной 2009 года в Волгограде провела работу экспертная комиссия под руководством гендиректора ФГУП "Институт Спецпроектреставрация" Юрия Калиниченко, в которую также вошли руководители ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", члены Волгоградского филиала ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений", занимающегося мониторингом технического состояния монумента, и представители обладминистрации.
В заключении комиссии состояние памятника "Родина-мать зовет!" оценено как близкое к критическому,
а также отмечено, что "горизонтальное смещение верхней части монумента достигло 75 процентов (273 мм) от уровня допустимого", а грунт под монументом подтоплен настолько, что вода достигла подошвы основания.
По оценкам экспертов, стоимость только первого этапа работ по сохранению скульптуры составит 220 миллионов рублей. Из них на первоочередные мероприятия, которые должны быть проведены в этом году, потребуется 120 миллионов. Заключение комиссии направлено в Министерство культуры. Однако директор ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" (экс-председатель областного комитета по культуре — авт.) Александр Величкин заверил, что состояние монумента далеко от критического. Бывший заместитель директора историко-мемориального комплекса на Мамаевом кургане Валентина Клюшина неоднократно обращалась в Министерство культуры по поводу проблемы сильного крена статуи, но ответа так и не получила.
По мнению гендиректора ЗАО "Институт Волгоградгражданпроект" Андрея Куприкова, для спасения скульптуры "Родина-мать" необходимо предпринимать оперативные меры, которые должны быть направлены на серьезное обследование всего комплекса и скорейшее выделение финансирования. В настоящий момент на поддержание монумента "Родина-мать" выделяется 165 миллионов рублей, которые на местном уровне распределяются между ним и еще тремя памятниками, входящими во ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва". Очевидно, что это меньше заявленных экспертами 220 миллионов, которые требуются на ремонт. По мнению господина Куприкова, если сейчас не принять необходимые меры, памятнику грозит разрушение.
Что стоишь качаясь
Наблюдатели отмечают, что из-за отсутствия должного финансирования скульптуру "Родина-мать зовет!" может постигнуть та же участь, что и памятник комсомольцам-героям. Напомним, что в апреле этого года он обрушился во время урагана во второй раз (!). Причиной послужили выветривание и коррозия металла. Причем первый раз причину, по которой упал этот памятник, никто не называл.
Коллегия во главе с вице-губернатором Василием Галушкиным до сих пор не решила вопрос о восстановлении монумента. Более того, пока останки памятника возили в грузовике от одной реставрационной мастерской к другой, повредили фигуры еще больше.
Но ко Дню города в сентябре власти обещают водрузить его место.
Между тем стоимость реставрации известна — на восстановление памятника комсомольцам-героям нужно около одного миллиона рублей. Даже если в казне таких денег нет, то жители Волгограда могли бы скинуться по по рублю, и делу конец.
Впрочем, как выяснилось, запрашиваемый господином Галушкиным миллион рублей — вполне разумная сумма для рухнувших комсомольцев, и чиновничьим структурам есть откуда взять требуемые деньги. По мнению заместителя председателя комитетa по бюджету, налогам и финансовой политике Волгоградской областной думы Олега Болотина, миллион рублей — сумма смехотворная, и ее "без особого напряжения могли бы выделить даже депутаты".
Закон — что воздух
Проверка прокуратуры Центрального района выявила вопиющие нарушения законодательства об охране памятников культурного наследия. Согласно выводам надзорного органа, большинство расположенных в центре Волгограда исторических и культурных памятников регионального значения фактически лишены ухода, а здания, являющиеся частью уникального архитектурного ансамбля 50-х годов прошлого века, безнаказанно уродуются жильцами и коммерсантами.
Так, по закону вокруг каждого такого объекта должна присутствовать специальная зона охраны — прилегающий к памятнику земельный участок, на котором запрещены любые виды хозяйственной деятельности. Проверка прокуратуры показала, что это требование нарушается сплошь и рядом.
Не храмом единым
В 2001 году на Мамаевом кургане началось строительство православной церкви — храма Всех Святых. Тогда Русская православная церковь, заручившись поддержкой правительства, обратилась к городской администрации с просьбой выделить участок земли на территории памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы". В удовлетворение просьбы церкви администрация выделила ей в бессрочное пользование земельный участок на территории Мамаева кургана.
Нашлось немало противников такого решения. Между тем
строительство продолжалось, несмотря на официальный запрет Министерства культуры от 16 апреля 2001 года.
С 18 ноября 2006 года вся территория Мамаева кургана передана в федеральную собственность, и все согласования должны были идти только через Росохранкультуру. Законно или незаконно было строительство — это вопрос отдельный. А чем чревато вмешательство в систему кургана? "Вторгаться в эту систему опасно, ведь законы природы не обойдешь, — пояснил корреспонденту Каспаров.Ru профессор кафедры органической химии Волгоградского государственного технического университета Виктор Чапуркин. — Курган насыпной, и при вмешательстве он вообще может сползти. В свое время мы его отвоевали, чтобы на склоне не строили ботанический сад. Ведь даже такое безобидное, на первый взгляд, предприятие может нанести непоправимый вред Мамаеву кургану".
Однако в епархии с этим утверждением в корне не согласны. Правда, объяснить, почему храм Всех Святых построен не на том месте, где патриархом Московским и всея Руси Алексием II был заложен камень, никто не берется. Зато теперь с Волги можно увидеть золотые купола храма на фоне героического памятника "Родина-мать".
Лакомый курган
Также можно вспомнить, что творилось, когда рядом с Мамаевым курганом начали возводить гипермаркет "Карусель". При этом, несмотря на все запреты Росохранкультуры, гипермаркет все же достроили, и в этот раз не обратив внимания на протестные высказывания ученых и защитников культуры.
Однако последний скандал оказался связан уже не со строительством... Чудесным образом исчезла часть денег, предназначенных для реконструкции памятника-ансамбля. Речь идет о сумме в 800 тысяч рублей.
Как рассказали в пресс-службе УФСБ Волгоградской области, сотрудниками управления были установлены факты хищения федеральных и областных средств при реализации федеральной адресной инвестиционной программы "Реконструкция историко-мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане".
По оценке экспертов, объемы выполненных работ по реконструкции музейного ансамбля неоднократно завышались. Между тем, как пояснили в ФСБ, в целях установления размера материального ущерба, причиненного областному и федеральному бюджетам, по одному из эпизодов противоправной деятельности было проведено исследование объемов и качества выполненных работ при реконструкции мемориального комплекса в 2006 году.
В результате следственным отделом УФСБ региона по данному эпизоду возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ ("Мошенничество").
Кто и куда "увел" деньги с Мамаева кургана, предстоит выяснить следствию, но понятно одно: главная высота России по-прежнему находится под прицелом. И битва за нее, как это ни парадоксально, продолжается...
Раскупечивание
Дом, расположенный по адресу улица Советская, 20 включен в комплекс охраняемой законом застройки начала 50-х годов прошлого века. Однако этот факт не помешал трем предприимчивым бизнесменам прилепить к памятнику архитектуры неказистого вида пристройку, в которой планировалось расположить магазин. Причем, как выяснили в прокуратуре, строительство производилось с разрешения администрации Волгограда. Согласно выводам экспертов, в результате возведения новодела нанесен ущерб внешнему виду здания, а также разрушен археологический слой, непосредственно к нему примыкающий. К слову сказать, когда в Волгограде возводили здание, в котором разместился пенсионный фонд и центр занятости населения, то в Ворошиловском районе был снесен целый квартал купеческих домов, чудом уцелевших во время бомбежки. Чиновники от культуры посчитали их не ценными для истории.
Кроме того, как выяснилось, всего 33 объекта культурного наследия регионального значения поставлены на баланс тех или иных организаций. Остальные, по сути, бесхозны. Как и памятник комсомольцам, никому не принадлежат. Значит, и спросить не с кого.
Чтобы не помнили
Помимо всего прочего, в Волгоградской области памятники археологии подвергаются разграблению. Федеральный закон охраны памятников не работает. Региональный законопроект не был принят к рассмотрению областной думой. Местные власти и милиция бездействуют. "С охраной памятников у нас вообще беда", — посетовал в интервью корреспонденту Каспаров.Ru Александр Глухов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории международных отношений Волжского гуманитарного института филиала Волгоградского государственного университета. "Я исследую Царевское городище, — рассказал ученый. — Это федеральный памятник. Самый крупный в Волгоградской области. И никакой охраны этого памятника вообще не производится ни со стороны областного Научно-производственного центра при комитете культуры администрации Волгоградской области, ни со стороны местных властей".
Александр Анатольевич рассказал, что историки несколько раз ловили "черных археологов". Разграбление археологических памятников наносит непоправимый вред. Вещь исчезает из контекста и становится бессмысленной для науки, для культуры. "Если раньше это были небольшие разрытия, то сейчас мы наблюдаем солидные ямы. Масштабы трагедии увеличиваются", — негодует Александр Глухов.
Доктор исторических наук, профессор ВолГУ Анатолий Степанович Скрипкин замечает, что в Ростовской и Краснодарской областях и в Калмыкии издано около 12 краевых законов, которые направлены на охрану культурного исторического наследия. Волгоградцы подготовили свой проект областного закона и передали в Думу на экспертизу. Его там так и не рассмотрели. Кстати отметим, что параллельно комитетом по культуре администрации области готовился более широкий закон в данной сфере. Но и этот проект лег под сукно. Причина до обидного проста: федеральный и региональный законы очень схожи, а раз уже не выполняется один, то к чему принимать второй, потенциально неисполнимый. Железная логика законотворцев. Однако, если предположить, что закон будет принят, то возникнет второй вопрос: что он будет охранять? К тому времени все будет уже "украдено до нас", ведь в регионе до сих пор нет государственного реестра памятников историко-культурного наследия.
P. S. В Волгограде разгорается новый скандал. Теперь уже вокруг музея городского комитета обороны, с помпой открытого в Комсомольском саду полтора года тому назад. По мнению прокуратуры, реконструкция подземного бункера, в котором в дни Сталинградской битвы размещался городской командный пункт, была произведена с грубейшими нарушениями закона. Этот факт, в свою очередь, ставит под сомнение соответствие сегодняшнего вида бункера его изначальному историческому облику. Речь может идти о повреждении, а то и об уничтожении памятника, что является уголовным преступлением. В настоящий момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела. По словам прокурора Центрального района Александра Растрыгина, имеются признаки преступления, предусмотренного статьей 243 УК РФ ("Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы от двух до пяти лет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь