Из независимой коалиции "За Москву" на выборы в Московскую городскую думу смогли пройти только два кандидата, которых выдвинула партия "Яблоко". Сама коалиция, решив пойти с прошлогодней предвыборной программой Алексея Навального, собирается рекомендовать москвичам голосовать за выдвиженцев от "Яблока", "Гражданской платформы", ЛДПР или КПРФ. Таким образом, независимый альянс оппозиции собирается сформировать "список 45" (по числу округов). Он представляет собой перечень в кандидатов в МГД, идейно близких оппозиции. Вопрос о выборе таких кандидатов будет решен в начале сентября. На сайте коалиции уже открылось голосование.
О том, как коалиция "За Москву" хочет помешать кандидатам от власти выиграть на выборах в Мосгордуму и будет ли этот оппозиционный альянс существовать после 14 сентября, корреспонденту Каспаров.Ru в интервью рассказал координатор штаба коалиции Денис Билунов.
— Как появилась идея создания коалиции? Это вы стали инициатором создания объединения?
— Я стал модерировать создание коалиции, но это не моя идея. Существовала такая необходимость создания какого-то объединения после того, как стало известно, что РПР-Парнас отказывается выдвигать своих кандидатов. Часть кандидатов от партии, которые хотели идти на выборы, отказались собирать подписи. Но были и те, кто целенаправленно готовился к выборам. В итоге они решили самостоятельно выдвигаться, и нужно было как-то координировать их работу.
Технологически коалиция создавалась, чтобы помочь кандидатам сэкономить средства и силы. Кроме того, какие-то вещи сообща делать проще всего. Также коалиция стала политическим объединением. Сейчас это объединение проходит проверку на жизнеспособность. После того как сбор подписей закончился и остались только те кандидаты, которые выдвинулись от партий, значительно изменился состав коалиции. Это не в том смысле, что люди окончательно ушли, на самом деле они сейчас значительно меньше вкладывают свои силы и время. Остались только кандидаты, выдвинутые "Яблоком" — Юлия Галямина и Варвара Грязнова.
Произошел некий провал, в том числе и медийного интереса, и понимания самих участников, для чего нужна коалиция.
Но существуют еще и более глубокие политические соображения о создании коалиции. Людям понравилось быть вместе, составлять некое политическое целое. Понятно, что для кандидатов коалиция их политическое участие — часть их жизни. В частных вопросах у участников объединения существуют всякие разногласия, каждый отстаивает свои интересы.
— Почему коалиция решила взять за основу программу Алексея Навального и не стала делать собственную?
— До конца было непонятно, что Парнас будет лишен права выдвигать своих кандидатов (без сбора подписей — прим. Каспаров.Ru). Это стало известно в самый последний момент, когда уже в третьем чтении закон приняли. Хотя осталась надежда, что Совет Федерации или президент отзовут эту инициативу.
Но пришлось за несколько дней экстренно решать вопрос о создании коалиции, придумать название, кто в нее будет входить. Еще нужно было объяснить своим сторонникам, почему эти кандидаты идут вместе. У нас доминировала такая точка зрения, что наши избиратели — это те, кто голосовал за Навального в прошлом году. Мы посчитали, что содержание и стилистика его прошлогодней мэрской кампании дадут нам шанс повторить то, что было в 2013 году.
У нас даже был один из слоганов, обращенный потенциальным волонтерам: "Я знаю, что вы делали прошлым летом".
Нам сразу было понятно, что за одну неделю самостоятельно написать собственную программу — это утопия. Невозможно.
Прошлогодняя предвыборная программа Навального достаточно профессионально была разработана. Ясно, что там есть спорные моменты, которые касаются взглядов Навального по вопросу миграции. Мы долго спорили по этому пункту. В частности, меня удивила Вера Кичанова своей буквоедской позицией, что у ее Либертарианской партии есть собственная партийная линия, и они не могут от нее отступать. Между прочим, она больше всех у нас отняла время на проведение этой дискуссии. В итоге мы пошли на компромисс. Но когда соглашаешься на один компромисс, а потом тебе еще выдвигают условия... Так и разошлись (кандидаты Либертарианской партии заявляли, что с ними не согласовали принятие программы Навального за основу коалиции — прим. Каспаров.Ru).
Но вопрос был в другом, что нужно было быстро и логически создать основу общей программы. С тем, что у нас есть другие взгляды, представляем разные партии и идеологические течения.
Когда собираются люди с разными взглядами, со своими представлениями о жизни, это всегда чревато бесконечными дискуссиями.
Это, я считаю, нормально.
— Как известно, команда Навального в конце решила не поддерживать кандидатов других политических сил, в частности и коалицию.
— Навальный еще не сформулировал свое мнение по этому подводу. Только руководитель штаба Навального Леонид Волков изменил свою позицию на 180 градусов. Раньше он считал, что нужно сопротивляться системе по мере возможного и найти в каждом округе кандидата, который будет неудобен власти, и голосовать за него. Несмотря на то, что он не оппозиционный кандидат. Полторы недели назад он уже пишет пост, что эта позиция потеряла всякий смысл и не нужно никого поддерживать.
Его первоначальная позиция как раз таки меня мотивировала работать в коалиции. Но сейчас его позиция меня разочаровала.
"Подписи — это декорация"
— Как бы вы могли в целом оценить работу коалиции?
— Не гладко все прошло. Первоначально у нас было больше оптимизма, можно даже сказать иллюзий, что все-таки подписи можно собрать. Наши надежды были связаны с тем, что мы сумеем повторить активность прошлого года, вызвать волонтерский приток. Этого не произошло. Соответственно, кандидатам пришлось на последнем издыхании собирать подписи.
Я рассчитывал, что нам удастся быстро собрать базу из 10-15 тысяч волонтеров. Темпы сбора подписей в 2010 году были впечатляющими. Нам за один месяц удавалось собрать больше 20 тысячи подписей. Мне казалось, что мы шагнули далеко вперед, поэтому я не видел трудности в том, чтобы собрать в Москве за месяц 10-15 тысяч подписей.
— Среди самовыдвиженцев только Максим Кац собрал необходимое количество подписей и получил регистрацию. Вы вели с ним какие-то переговоры, чтобы он стал участником коалиции?
— Нет. Кац всю свою политическую карьеру строит на том, что он не оппозиционер. Я считал, что с ним неправильно выстраивать какие-либо отношения не потому, что я предвзято и негативно к нему отношусь. Если бы он обратился к нам с просьбой, что хочет участвовать в коалиции, лично я бы не был против. У него есть определенные трения с другими участками объединения. И это привело бы к каким-то затруднениям, но я не думаю, что они стали бы камнем преткновения.
Считаю, что Кац и Любовь Соболь совершили ошибку, что не вступили в коалицию. Мы бы все только выиграли. Раз основная оппозиционная группа пошла в коалицию, а несколько человек пошли сами по себе, это, скорее всего, неправильно.
Да, Кац смог получить регистрацию в одиночку. Убежден, что это произошло за счет его определенного политического позиционирования. В коалиции находятся достаточно радикальные оппозиционные кандидаты. А Кац говорит, что он не оппозиция. Достаточно посмотреть, как проверяли его подписи, Ольги Романовой и Марии Гайдар. Я ничего не слышал о том, что его подписи так пристально проверяли, как у остальных кандидатов-самовыдвиженцев.
Леонид Ярмольник утверждал, что в тот день, когда Гайдар подала апелляцию на решение ОИК, поступили чьи-то указания, чтобы ее зарегистрировали. Значит кто-то внутри Мосгордумы эту информацию Ярмольнику слил. Соответственно, кто-то рассматривал эту возможность, выгодно или не выгодно было бы им пропустить на выборы Гайдар. Но это не имеет никакого отношения к проверке подписей. Это какие-то соображения, пропустить каких-то кандидатов, а каких-то нет. Подписи — это декорация.
То, что было принято политическое решение пропустить Каца через фильтр с подписями, по-моему, совершенно очевидно.
— Юлия Галямина из коалиции тоже получила регистрацию. Она себя как раз причисляет к оппозиции и выдвигается от "Яблока".
— По ней тоже было принято политическое решение. Там иначе все выстраивалось. В партии есть часть людей, которые не хотели пускать Галямину, а часть были склонны ее поддержать. "Яблоко", будучи системной партией, играет по системным правилам игры. Я уверен, что они список людей, которых выдвигают, так или иначе напрямую согласуют либо пытаются отгадать, кого им одобрят. Происходит процедура или прямой цензуры или самоцензуры. Галямина этот фильтр проскочила, поскольку она малоизвестный человек. Они посчитали, что ее участие не создаст проблем для кандидата от власти в ее округе.
Список 45
— Как вам удалось объединить разношерстных оппозиционных кандидатов в единый альянс? Координационный совет (КС) оппозиции недолго держался.
— КС не знал, чем ему заниматься, а у коалиции есть общее дело. Думаю, мы и дальше будем взаимодействовать. Хотя сейчас есть большая опасность утонуть в регламентах, в процедурных вопросах, кто в каких рангах. Внутри коалиции такие вопросы не поднимались. Это клубное образование и не предполагает каких-то жестких обязательств друг перед другом.
— Коалиция будет существовать и после выборов в Мосгордуму?
— Я не готов это утверждать на 100%.
Думаю, есть хорошие перспективы, чтобы ядро коалиции продолжало какую-то политическую жизнь и после выборов.
— Сейчас вы готовите "список 45"? Что это за список?
— Это список с рекомендациями по действиям. Есть разница между тем, кого мы поддерживаем, и тем, какие мы даем рекомендации. Может быть, рекомендация бойкота выборов в каком-то округе. Если я рекомендую голосовать, допустим, за Николая Кавказского, это не значит, что я его поддерживаю. У него довольно специфическая позиция, которая далека от моей.
Мы хотим, чтобы планы мэрии были сорваны.
Если они планируют в каком-то округе провести своего кандидата, то мы рекомендуем голосовать за того претендента, у которого есть больше всего шансов побороться с кандидатом от власти.
Но, подчеркиваю, это не значит, что мы его поддерживаем. Он может быть кандидатом от КПРФ или ЛДПР. Важно, чтобы у него позиция по каким-то вопросам не сильно отличалась от нашей.
— Как в коалиции будут принимать решение, кто попадет в этот рекомендательный список?
— Сейчас сложилась некая неопределенность. Нам необходимо найти формат действий, который бы позволял нам оставаться в одном политическом тренде. Волков ошибся, когда написал, что нужно бойкотировать выборы, но он повлиял на большое количество людей. Я не хотел бы устраивать конфликт.
Нам нужно найти максимальное количество пунктов, по которым мы согласны.
Сейчас это сделать сложно. Не думаю, что нам сейчас стоит говорить, что коалиция составит "список 45". Мы должны сосредоточиться на кандидатах, которые в коалиции, и выбрать тех претендентов, которые являются очевидными конкурентами кандидатов от власти.