Все копья, кажется, уже сломаны: "умеренные прогрессисты" сказали, что пусть хоть так его признают гадом. "Неумеренные" сказали, что нельзя поощрять "правовой беспредел" и признавать правомерность обвинений "бухаринского процесса" марта 1938. Но очень много лет назад Верховный суд России отказал в реабилитации "английского шпиона" Лаврентия Берия. С тем же основанием - преступник.
Действительно, суд оказался в тупике. И не потому, что в России не было суда над коммунизмом, который на самом деле был, когда в 30.11.1992 г. Конституционный суд признал* советский режим тоталитарным, практикующим массовые репрессии в отношении миллионов людей и целых народов. Собственно, про гитлеровский режим в Нюрнберге сказали практически тоже самое, но более эмоционально и юридически основательно, но Зорькину до Руденко далеко.
Просто и Ягода, и Берия были послушными исполнителями воли Сталина. А почти все большевистские вожди - жертвы сталинских показательных процессов - по нюрнбергским критериям (как участники общего преступного замысла) были не меньшими преступниками, чем Ягода и Берия.
Что, при Ленине меньше крови пролили, чем при довоенном Гитлере? Именно поэтому жертв "московских процессов" 1936-38 годов реабилитировал не Верховный суд, а комиссия по реабилитации, созданная ЦК КПСС.
Пересмотр приговоров Ягоды и Берия необходимо требовал правовой оценки деятельности их непосредственного руководителя - Джугашвили-Сталина. А там букет статей без срока давности - от "простого" геноцида до развязывания агрессивной войны. Суд, прекращая дела "за смертью лица", был все-таки обязан дать деяниям генералиссимуса оценку. Тут уж не до бюста и пантеона - сплошной военный преступник!
* Приложение. Из дела о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 года N 79 "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", от 25 августа 1991 года N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" и от 6 ноября 1991 года N 169 "О деятельности КПСС и КП РСФСР", а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР (Дело КПСС)
"Дело рассматривалось 26 мая, 6-15 июля, 20 июля - 4 августа, 14 сентября - 23 октября, 28 октября - 30 ноября 1992 года. Постановление N 9-П от 30 ноября 1992 года...
... В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС.
Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что руководящие органы и высшие должностные лица КПСС действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС, а нередко - и от ответственных функционеров партии. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов... Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах - зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями.
После изменения статьи 6 Конституции СССР, как и в прежние годы, оргструктуры КПСС решали многие вопросы, входящие в компетенцию соответствующих органов власти и управления. Руководящие структуры КПСС и КП РСФСР присвоили государственно-властные полномочия и активно их реализовывали, препятствуя нормальной деятельности конституционных органов власти..."
! Орфография и стилистика автора сохранены