Несколько дней назад уважаемая Алина Витухновская опубликовала блог о "реальных масштабах" коронавируса в мире. Из этого блога получается, что с начала пандемии в мире заболели коронавирусом около 225 миллионов человек, а умерло от него примерно 4,8 миллиона человек. Дескать, ничего страшного! При этом Алина ссылается на данные действующего в Америке Университета Джонса Хопкинса, который регистрирует и обобщает все данные о коронавирусе, поступающие из всех стран мира.
Ошибка Алины (которую я уважаю за ее мужество в противостоянии путинскому режиму) в следующем: Институт Джонса Хопкинса регистрирует только официальные данные! Напротив, реальные данные, иначе говоря, надежные оценочные данные, составляют и публикуют несколько очень серьезных аналитических организаций, например, Economist Intelligence Unit (EIU), одна из структур лондонского еженедельника The Economist.
В номере еженедельника от 2 октября 2021 года (с. 6) EIU поместила диаграмму, согласно которой реальное (оценочное) число "умерших с коронавирусом" (в качестве главной или побочной причины смерти) достигло 15,8 миллиона человек. А "официальные данные", публикуемые Университетом Джонса Хопкинса и перепечатанные The Economist рядом с "реальными", на тот момент (конец сентября 2021 года) составили "только" 4,8 миллиона умерших. Реальные потери оказались почти в 3,5 раза больше официальных.
В последнем номере The Economist, от 16 октября 2021 года (с. 7), приводятся реальные (оценочные) данные на середину октября: число "умерших с коронавирусом" достигло 16,3 миллиона человек. Рост на полмиллиона погибших всего за две недели! А "официальное количество" за эти же две недели выросло только с 4,8 миллиона до 4,9 миллиона человек.
В каждом таком сообщении EIU указывает "точность примерно 95%" (with 95% confidence interval).
Откуда берется такая чудовищная разница? В нашем мире много слаборазвитых стран с очень слабыми правительствами, совершенно не контролирующими обстановку в своей стране. И еще имеется несколько преступных режимов, публикующих фальшивые данные о ходе пандемии. В первую очередь это, конечно, путинский режим, но не только он.
Согласно той же публикации из последнего номера The Eсonomist, на середину октября население разных стран получило, в среднем на 100 человек, следующее количество антиковидных вакцин:
Слаборазвитые страны (Low income) — 4 вакцины на 100 человек (4 вакцины на конец сентября).
Страны с низким доходом (lower-middle) — 51 вакцина на 100 человек (45 вакцин на конец сентября).
Страны со средним доходом (upper middle) — 125 вакцин на 100 человек (121 вакцина на конец сентября).
Страны с высоким доходом (high income) — 132 вакцины на 100 человек (126 вакцин на конец сентября).
Здесь используется классификация Мирового Банка (World Bank):
"Слаборазвитые" — это страны, имевшие в 2020 году (в пересчете национальной валюты в доллары по текущему курсу) ВВП на душу населения (ВВПнд) не выше 1000 долларов.
"Низкий доход" — страны, имевшие в 2020 году (доллары по текущему курсу) ВВПнд от 1000 долларов до 4600 долларов.
"Средний доход" — страны, имевшие в 2020 году (доллары по текущему курсу) ВВПнд от 4600 до 12 600 долларов.
"Высокий доход" — страны, имевшие в 2020 году ВВПнд свыше 12 600 долларов (если я ошибся в цифрах-критериях, то не намного).
"Слаборазвитые страны" широко представлены в Африке, есть они и в Азии. Правительства этих стран совершенно не контролируют ситуацию, тем более сейчас, во время пандемии; реальное число "умерших с коронавирусом" здесь в несколько раз (или даже во много раз) выше официального.
Категория "Низкий доход" охватывает многие страны Африки, Азии (Индия и другие страны Южно-азиатского субконтинента), Латинской Америки. Общее население этих стран в 2020 году явно превысило 3 миллиарда человек. Здесь вакцинация ведется, но очень медленно. Правительства этих стран, как правило, не полностью контролируют ситуацию и приводят неполные данные о числе "умерших с коронавирусом". А иногда и прямо врут.
Например, в Индии официальное число "умерших с коронавирусом уже долгое время "топчется" в районе 450 000. А по данным The Economist, реальное число погибших здесь больше официального по крайней мере в 8 раз и продолжает быстро расти.
Категория "Средний доход" охватывает несколько больше 2,5 миллиарда человек. Здесь в области вакцинации ситуация почти такая же "продвинутая", как и в странах с высоким доходом. Но это достигнуто, на мой взгляд, главным образом за счет присутствии Китая в данной группе стран; в Китае доля вакцинированных очень велика. (Формально ВВПнд Китая составил в 2020 году 10 500 долларов. Реальный ВВПнд составил не меньше 15 000 долларов, и это еще осторожная оценка. Врут наследники Конфуция и Дэн Сяопина, "скрывают свои силы, выигрывают время".)
А вне Китая в странах "среднего дохода" число полученных вакцин на 100 человек едва ли превышает 80. И в этих странах — Мексика, Бразилия, Аргентина, Турция, Таиланд, Индонезия — реальное число "умерших с коронавирусом" — намного больше официального.
Всего в странах трех перечисленных категорий к середине октября реально "умерли с коронавирусом" (мой расчет на основе известных данных) свыше 13 миллионов человек (в том числе меньше 5000 в Китае).
Согласно приведенным выше данным, даже в странах с высоким доходом (Золотой миллиард и страны, готовящиеся к переходу в Золотой миллиард) доля полностью вакцинированных не превышает 60%. Во-первых, не вакцинированы дети и подростки до 16 лет (это впереди, президент Байден уже проталкивает данное решение). Во-вторых, не вакцинированы "упертые антиваксеры". В-третьих, зараженные свободно общаются со здоровыми.
В этих странах на середину октября реально "умерло с коронавирусом" около 3 миллионов человек. Примечательно, что в высокоразвитых странах "реальное число" погибших от пандемии превышает "официальное число" этак на 20–25%, не выше.
Сравнительно низкий уровень вакцинации и в целом подход laisssez-faire (шаляй-валяй) к пандемии сулит крупные проблемы (беды) на ближайшие несколько лет (именно лет, а не месяцев) даже странам Золотого миллиарда. В последнем номере The Economist приведена оценка: в случае удачи мир справится с пандемией к 2025 году (статья "Что впереди", сс. 16–19). Журнал не приводит оценку будущих потерь для стран разных категорий. И правильно делает. Иначе пришлось бы приводить очень неприятные цифры, особенно для экономически слабых стран.
Но, разумеется, наибольший интерес представляет для нас ковидная ситуация в РФ. Статья в последнем номере The Economist совсем не упоминает Россию (наверно, противно). Но согласно каналу "Дождь", серьезные вирусологи утверждают, что реальное число "умерших с коронавирусом" здесь в октябре достигло 3000 человек в день, втрое больше официального. Очевидно, и реальные накопленные потери втрое больше данных Оперштаба. Не Индия, но близко.
Согласно Finanz.ru, "на 19 октября в России полностью привиты 42,25 миллиона человек, или 32,3% от населения. Для сравнения: в США полностью вакцинированы 57% населения, в Китае — 75%, в Германии — 66%, в Канаде — 74%, во Франции — 68%, в Бразилии — 50%, в Аргентине — 55%, в Мексике — 40%".
Но ведь известно из разных источников, что в РФ около половины "вакцинированных" на самом деле вакцинированы фиктивно — справка куплена. Да и сама "российская вакцина" никуда не годится. И приходится размышлять, что быстрее сгинет: путинский режим или, скажем, 3% населения РФ?