Возвращение советской патриотической литературы в обязательную школьную программу может привести только к росту двоемыслия, причем с обеих сторон — и у учеников, и у учителей. Первые в большинстве своем будут просто игнорировать эти книги, прагматично предпочитая пересказы, которых для подобных случаев немало в Интернете. Что касается учителей, то в школах за три десятилетия сменилось поколение, и для немалой части педагогов официальная советская литература выглядит архаичной — они либо не читали ее вовсе, либо (те, кто постарше) формально "проходили" в позднесоветской школе.
Поэтому если вводить "обязаловку", то можно получить новую формальность — эти книги снова будут "проходить", причем в условиях, когда сейчас нет "железного занавеса", и детям, и подросткам куда доступнее культурные альтернативы. Кстати, в советское время официоз ненамеренно способствовал такому интересу к нацизму (что вылилось в постсоветские годы в массовое издание литературы, оправдывающей нацизм), какой современному Западу и не снился — впрочем, сейчас именно это вряд ли произойдет, так как значительно сильнее притяжение глобального мейнстрима.
Звучат и предложения изъять из школьной программы "Архипелаг ГУЛАГ". Хотя в реальности "Архипелаг" может предложить для изучения учитель — разумеется, в сильно сокращенном варианте — тем школьникам, которые выбирают продвинутый курс литературы. Но здесь также вопрос ментальный — если изъять "Архипелаг", то это станет сигналом как идейного реванша, так и всесилия государства над личностью, против чего Солженицын боролся всю жизнь, вне зависимости от того, как менялись его взгляды по другим вопросам.
Что же касается родительских организаций, то в нынешнее плюралистичное время при желании можно легко найти структуру, которая поддержит любые меры по возврату прошлого, равно как и по закручиванию гаек. Недавний скандал в Ставропольском крае, когда педагог ударил ученика нагайкой, вызвал одобрительный комментарий со стороны руководителя местного "родительского собрания", назвавшего это "возобновлением воспитательных, а не только образовательных функций в учебных заведениях". Но в реальности раскол между родителями будет усугубляться. Одни стремятся воспроизвести школу своего детства с возможным дополнением ее некоторыми дореволюционными практиками (хотя телесные наказания были отменены еще при Александре II, и они сохранялись лишь на семейном уровне: "Сидоров старший лупил Сидорова младшего как сидорову козу"), другие в случае распространения подобных тенденций получат еще один аргумент для релокации. Вместе с детьми.
! Орфография и стилистика автора сохранены